Хардбольный клуб Санкт-Петербурга

Объявление

Кризис в самом разгаре! Запасайтесь памперсами!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Хардбольный клуб Санкт-Петербурга » Тактика и стратегия » СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ВИНТОВКИ - Руководство для стрелков и тренеров


СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ВИНТОВКИ - Руководство для стрелков и тренеров

Сообщений 21 страница 25 из 25

21

Инструктаж

Одна из главных обязанностей тренера-инструктирование стрелков по всем техническим вопросам стрельбу. Инструктаж-процесс, узкоспециализированный и резко отличается от обучения-термин, определяющий совершенно другую обязанность тренера, к которой мы вернемся позже. Инструктаж - это передача специфических, чисто технических сведений, относящихся к основам стрельбы и тренировки, уже рассмотренных в нашей книге. Для тренера самое главное-сделать акцент на вопросах изготовки, прицеливания, спуска курка, навыков тренировки и питания.

Полезно часть времени каждой тренировки посвятить беседе об основах стрельбы. По форме такая беседа может быть сходна со школьным занятием. И здесь не нужно придавать большого значения опыту и мастерству стрелков, ведь если постоянно не напоминать им об основах стрельбы, стрелки начнут смотреть на эти основы свысока и их концентрация будет слабеть. Тренер убедится, насколько эффективны постоянные беседы, посвященные какому-то одному специфическому вопросу стрельбы. В конце концов, в определенной последовательности будет обсужден весь круг основных вопросов стрельбы. Беседы могут проводиться и по другим поводам в любое время, как только в угон возникнет необходимость. Основы стрельбы включают в себя столь много вопросов, что у тренера не возникнет ощущение, что он слишком часто повторяется, говоря об изготовках и физической стороне тренировок. Тем более что в психологической тренировке тренер может и должен постоянно повторяться. Он никогда не должен забывать ни одной из тех немногих основ, на которых зиждется психология. Стрельба складывается из мелочей, и чем больше внимания будет уделено этим мелочам, тем более вероятен успех.

Тренер должен постоянно напоминать стрелкам, насколько важна каждая деталь концентрации и каким образом поддерживать себя на ее пике. Он должен понимать, что психологическая устойчивость, приобретаемая на тренировках, необходима на соревнованиях. Он должен быть уверен, что все его стрелки понимают, сколь ценны для тренировочного процесса умственные упражнения. Он поймет, что главная его обязанность как тренера не столько в том, чтобы помочь стрелку усовершенствовать изготовку, если у того возникли какие-либо трудности, а в том, чтобы научить его правильно концентрироваться, и только в этом случае стрелку удастся решить то, что он считает своей "проблемой".

Мотивация

Чаще всего в команде всего одни или два стрелка, у которых мотивация столь сильна, что нет необходимости наблюдать за их тренировкой. Стрелок такого высокомотивированвого типа будет бороться за первое место в чемпионате независимо от того сознает он себя членом команды (или клуба) или нет. Остальные стрелки обычно бывают в выигрыше, если тренер сумеет использовать их приверженность команде в качестве инструмента для повышения уровня их мотивации. Однозначных рецептов, как это сделать, не существует, но. возможно, несколько проверенных способов, которые мы сейчас изложим, позволят пытливому читателю в поиске новых вариантов.

В работе, направленной на повышение мотивации команды, следует учитывать главное правило: тренер не может заставить команду выиграть чемпионат, он может только ассистировать стрелкам, которые хотят победить. То есть понимать, что главная обязанность тренера-создать обстановку, в которой желание победить усиливается, поддерживается и поощряется. Эта жажда победы и есть командная мотивация, и ее нельзя грубо навязать команде, используя свой авторитет; на нее нужно смотреть, как на нечто уже заложенное в отдельных стрелках, образующих команду, но, вероятно, еще скрытое и неразбуженное. Работа тренера заключается в том, чтобы пробудить это желание активных действий, но сделать это так, чтобы стрелки не догадывались об этом. Другими словами, тренер должен делать вид, что имеет в виду что-то другое, на самом деле работая над тем, чтобы усилить мотивацию команды в целом или отдельных входящих в нее стрелков. Нужно понять, что это не обман, а просто самая лучшая техника руководства, которая скорее вдохновляет группу для работы ради определенной цели, чем заставляет стрелка работать ради нее. Это в большей степени техника руководства, а не управления. Во всяком случае, нужно подчеркнуть, что тренер имеет дело с психологией группы и составляющих эту группу.

Старая истина гласит, что ничто так быстро не ведет к успеху, как сам успех, и это высказывание в своей основе психологически правильно, ведь один раз добившись успеха, мы, с одной стороны, поняли, что он для нас возможен, а с другой - не хотим упустить достигнутого. Следовательно, мы хотим работать, чтобы удержать то, что имеем, и ясно понимаем, что, приложив дополнительные усилия, можем получить больше того, что у нас уже есть. У нас появляется уверенность и, грубо говоря, алчность. А жажда победы (или "алчность") -это именно то, что тренер хочет привить своим стрелкам.

Атмосферу, которая развивает эту жажду победить, нужно создавать и поддерживать. Вначале она не имеет ничего общего с соревнованием, медалью или титулом чемпиона. Она зарождается, когда тренер предъявляет к команде высокие требования, и это сильно влияет на психологию стрелков. Он начинает с того, что говорит группе о том, что хочет высоких результатов, скажем 1170 очков от каждого (если это опытная команда и стрелки действительно способны показать такой результат). Он говорит об этом не в форме категоричного требования, а спокойно заявляет что-нибудь вроде: "Вот что нам нужно было бы сделать". Во многих случаях (особенно с молодыми стрелками) это заставит всех буквально разинуть рот; это пожелание могут осмеять, может начаться зубоскальство. Сейчас они могут выбить 130 очков и считают, что 1170 очков ни никогда не сделать. Но неверие в то, что они могут набрать такую сумму, и есть то, что сдерживает рост их результатов. Тренер должен преодолеть этот умственный артрит и склонить команду к мысли, что результат около 1170 очков не является для нее непосильным. Он должен понимать, что не может добиться этого сразу. Потребуется время - недели, месяцы, возможно, год или больше, но, постоянно говоря о 1170 очках, ненавязчиво, но упорно указывая им цель- 1170 очков, тренер добьется перемен и в мышлении стрелков, и постепенно они поверят, что результат в 1170 очков для них возможен, если они как следует поработают. Когда это произойдет, они начнут работать ради этой цели, и их результаты станут расти. Затем возникнет психологическое состояние успеха, они увидят, что рост возможен, и станут добиваться еще большего. Нужно подчеркнуть, что такое изменение в настроении-очень медленный психологический процесс, поэтому тренер должен запастись терпением и очень много работать в области интуитивной психологии, чтобы добиться изменения в настроении команды.

Созданию атмосферы растущего успеха и повышению уровня результатов должен помогать постоянно действующий процесс отсева из команды неспособных и лишенных мотивации стрелков. Всеми силами тренер должен оставлять в команде только высокоталантливых спортсменов. Огромный ущерб команде может нанести стрелок, которого держат только потому, что он просто симпатичный человек или "свой парень"; такого можно держать только до тех пор, пока его присутствие положительно влияет на мотивацию команды, а затем он должен быть отчислен, если у него нет настоящих стрелковых задатков. Процесс отсева должен быть продуманным н объективным. Это не безжалостный и грубо дискриминационный процесс, а процесс очень деликатной дискриминации, основанной на очень тонком содействии стрелку в осознании его потенциальных возможностей во всех видах стрельбы. Люди, не проявившие настоящих способностей, являются балластом и обязательно снижают уровень мотивации команды в целом. Более того, сознание принадлежности к команде экстракласса, лишенной балласта, заставит стрелков этим гордиться и повысит желание работать еще больше.

Одним из часто применяемых средств повышения мотивации во многих видах спорта является "мужской разговор" при закрытых дверях. Однако в стрелковом спорте это средство оказывается эффективным только в редких случаях, потому что стрелки не действуют единой группой подобно тому, как это имеет место в других, командных видах спорта. Стрелки являются индивидуалистами в высшем смысле этого слова и работают также индивидуально, поэтому здесь не действуют такие методы, как "мужской разговор", который зачастую начинают специально для того, чтобы появилась командная злость и увеличилась агрессивность команды. Когда стрелок зол или испытывает эмоциональное возбуждение какого-либо другого рода, он не может действовать с максимальной эффективностью. Практика показала, что, работая со стрелковой командой, гораздо эффективнее повышать мотивацию группы путем замечаний и реплик в адрес отдельных стрелков во время каждой тренировки. Полезно, например, сказать одному из стрелков: "Икс и игрек повысили за этот месяц свои результаты в стрельбе стоя на десять очков. Ты сможешь сделать то же самое в следующем месяце, если хорошо поработаешь". Это не приказ, а предложение, основанное на знании тренером своих стрелков и уверенности в их возможностях. Это только пример, но подобные методы уже много раз приносили успех. Можно указать еще один прием, как поставить всю команду перед необходимостью сравняться с одним из стрелков, сильно опередившим остальных. Если один из стрелков значительно повысил свои результаты в стрельбе лежа, скажите остальным (но каждому наедине), что они также могут улучшить стрельбу лежа. Если другой стрелок повысил результаты в стрельбе стоя-можно сделать то же самое. В частности, очень важно извлечь максимум пользы из достижений, родившихся в команде, так как результаты, показанные в родных стенах, не покажутся членам команды такими недоступными, 'как достижения других. Стрелки иногда с трудом верят, что могут соперничать с чемпионом мира, которого никогда не видели, но легко принимают вызов товарища по команды

На начальном и промежуточных этапах тренировочного цикла тренер должен уделять основное внимание степени подготовки, а не заключительным соревнованиям, которые нужно выигрывать. Когда команда начнет участвовать в соревнованиях, он должен постоянно напоминать ей о том, что это соревнования чисто тренировочные. Их назначение - приобретение соревновательного опыта. Цель в том, чтобы каждый стрелок хорошо подготовился. Победа на этом этапе не так уж важна. Такое поведение тренера позволит добиться пусть медленного, но непрерывного роста уровня подготовленности без больших спадов после каждого незначительного соревнования.

Однако ближе к концу тренировочного цикла тренер может начать говорить с командой о победе в соревновании, выбранном как соревнование года. Он может вполне искренне сказать, что верит в свою команду, что она сделает асе, на что способна, и может добавить, что, согласно его предположениям, команда в состоянии занять третье или, скажем, второе место, а может быть, и победит, если все будут в должной форме к началу соревнования. Если же тренер имеет дело с командой, у которой есть значительный победный опыт, то должен направить все помыслы команды на установление новых рекордов. Тренер дает им понять, не говоря прямо, что твердо надеется на их победу, для достижения которой они должны показать все, на что способны, и установить новый рекорд. Он внушает им, что они могут установить рекорд, если только захотят этого. Не упуская из виду техническую подготовку, он в то же время следит за тем, чтобы стрелки сберегли силы для новой, потенциально большей победы. Если команда готова к мотивации такого рода, то будет отлично работать. Бесполезно, однако, даже пробовать применять описанный выше прием в работе с молодой и неопытной командой, это приведет только к разочарованию и деморализации.

Другим широко распространенным способом воспитания мотивации команды является ее сплочение, то есть создание особого командного духа. Этот прием лучше всего действует в том случае, если команда представляет собой достаточно стабильный коллектив, а тренер талантлив настолько, чтобы привести команду к победе. по крайней мере со временем. Тренер в этом случае старается привить стрелкам сильное чувство коллективизма, для чего дает им возможность бывать вместе, хорошо узнать друг друга и действовать как единая группа. Хороший путь для этого-коллективные обеды всех членов команды после каждого соревнования, в частности на выезде. Еще лучше, если такой обед-это нечто вроде празднования победы. Такие мероприятия дают возможность расслабиться, избавиться от гнета соревнования, вместе обсудить все его перипетии и в складчину расплатиться за обед. Помимо сплочения группы такие мероприятия должны всех развеселить; на них должна быть шутливая, непринужденная обстановка. По личному опыту авторов самыми запомнившимися мероприятиями были обеды именно такого рода.

Тот же эффект даст полезное правило собираться всей командой на следующей, после каждого соревнования тренировке, чтобы вместе проанализировать выступление. Во время таких дискуссий выясняется масса полезного, приобретаются новые сведения; стрелки делятся друг с другом опытом, приобретенным на соревновании, и все это формулируется в виде определенных выводов, которые должны быть учтены в будущем. Кроме того, такие дискуссии создают чувство командного единства. А сильный командный дух, который родится на этих собраниях, помогает вселить энтузиазм и уверенность и заставляет стрелков делать ради интересов команды то, чего они не сделали бы в одиночку. Если у одного из стрелков дела пошли неважно, остальные обсудят это между собой и скажут ему: "Давай, Чарли, мы в тебя верим". И часто такая поддержка и есть именно то, чего не хватало Чарли.

И в заключение, для того чтобы усилить мотивацию и поднять командный дух, тренер всегда должен относить все почести и аплодисменты к команде, а не к себе. Даже если он прекрасно понимает, что сделал для команды все, то и в этом случае ему лучше всегда куда-нибудь потихоньку скрываться во время церемоний награждения, фотографирования и съемок, интервью и а любых других случаях, связанных с чествованием команды. Если из ее победы он извлекает для себя личную выгоду, то глубоко, обижает команду и, по сути, действует против своих же интересов, так как после этого не сможет успешно работать как тренер.

Существует, конечно, множество других способов усилить мотивацию команды. Здесь даны только основные приемы, которыми может пользоваться практически почти каждый. Большинством тренеров разрабатываются свои собственные способы, которые ими самими применяются успешно, но будут бесполезны для всех остальных. Вообще говоря, не имеет значения, каким конкретным способом пользоваться; важно, чтобы соблюдался основной принцип, правильность которого уже не раз подтверждалась сведущими психологами: студенты как члены группы или спортсмены как члены команды имеют тенденцию поступать так, как этого ожидает от них преподаватель или тренер. Преподавателю и тренеру не нужно говорить вслух, чего именно он от них ждет; об этом скажут его поступки, занимаемая позиция, интонация голоса. Если он боится, что они сделают что-нибудь неправильно, то обычно именно это и происходит. Бели он ожидает от них правильных действий и верит в них, они все сделают хорошо.

Стимулирование

Зачастую тренер может иметь в своем распоряжении двух-трех стрелков с сильно развитой мотивацией, которые усердно тренируются. Он может быть в состоянии создать здоровую атмосферу и развить командный дух, чтобы повысить мотивацию у остальных членов команды. Но все эти отдельно взятые члены команды нуждаются в том, чтобы им, каждому в свое время, предоставляли возможность сделать что-то для удовлетворения их самолюбия. Нужно только не давать проявляться такой мотивации, которая выражается в виде планов, разговоров и мечтаний о большом успехе, поскольку эти мечты никогда не станут действительностью, ведь если стрелок мечтает, то не тренируется так, как это необходимо. Тренеру нужно будет свести к минимуму такую бесполезную трату энергии, постоянно направляя своих стрелков на активное выполнение тренировочной программы. Но поддерживать их физическое стремление тренироваться - это только часть его работы. Более важно для тренера стимулировать у стрелка желание думать. Рост результатов всегда прямо пропорционально связан с тем, насколько хорошо стрелок умеет думать, и, возможно, основная роль тренера сводится именно к стимуляции развития мышления стрелка, способности анализировать свои действия и изготовку. Только в этом случае стрелок будет расти. Было установлено, что очень хорошим способом стимулирования роста стрелка является такой прием, когда ему позволяют верить, что он пришел к своему собственному решению вопроса, даже если в действительности его подвел к этому тренер.

Нет никакого раз и навсегда установленного представления о том, как тренеру стимулировать команду к работе. Он может подзадоривать, подталкивать, выдвигать требования и, вообще, делать все возможное, чтобы заставить каждого члена команды тренироваться с предельным напряжением. Ему только нельзя применять методы, неприемлемые для конкретного стрелка. Подобно тому, как каждый из нас извлекал для себя хоть какой-то опыт из общения с другими людьми, так и любой тренер должен перерабатывать и свой и чужой опыт, чтобы найти способ заставить стрелков его собственной команды активно добиваться улучшения результатов.

Поддержание дисциплины

Чтобы в любой команде был порядок, нужна определенная система поддержания дисциплины. Тренер не должен быть тем человеком, который налагает взыскания. Он должен решать, кого и как следует наказать, но приводить это наказание в исполнение должен кто-то другой. В каждой команде должен быть человек, которому приходится делать эту неприятную работу, то есть налагать взыскания. В армейской команде этим человеком может быть командир подразделения. В армейской организации существует хорошо отлаженный механизм поддержания дисциплины, поэтому тренеру достаточно получить санкцию соответствующего командира и запустить этот механизм в действие. В гражданской команде положение с этим вопросом не такое определенное, и тренер поступит правильно, если использует для поддержания дисциплины лицо, исполняющее обязанности менеджера, руководителя команды или председателя клуба, или человека, имеющего какой-нибудь другой титул, но наделенного обязанностью поддержания дисциплины. У тренера, свободного от обязанности налагать взыскания, не будут так часто возникать трения с командой, и он окажется в положении человека, который доброжелательно выслушивает огорчения и жалобы стрелков.

Забота о команде

Тренер может оказывать поддержку команде разными способами. В любом вопросе, когда членам команды понадобится помощь, они должны видеть в тренере своего адвоката, но не просить его выступать в этой роли - он должен выступать в защиту их интересов, не дожидаясь их просьбы. В своей повседневной работе он должен следить, например, за тем, чтобы у всех членов команды были самые лучшие винтовки и снаряжение, какие только можно достать; чтобы на стрельбище у всех были одинаково удобные места и во время тренировок в тире не было отвлекающего шума и каких-либо помех; чтобы допущенные где-либо ошибки в регистрации результатов исправлялись быстро, а план и расписание тренировок были удобны для каждого стрелка; чтобы заявки на участие в соревновании подавались вовремя; чтобы все, связанное с поездками, обеспечением жильем и питанием, делалось заблаговременно. Во время соревнования тренер должен быть рядом со своими стрелками и оказывать им любую психологическую поддержку (или иную). Он должен взять на себя все обязанности по решению административных вопросов, так чтобы единственным делом команды была сама стрельба. Он должен помогать стрелкам даже в подготовке снаряжения в оборудования на линии огня, демонстрируя этим, свою заботу о команде перед началом соревнования. Он должен проследить за тем, чтобы работа оборудования на стрельбище не вызывала никаких нареканий со стороны стрелков; чтобы никто не мешал им выкриками, не отвлекал внимания и не раздражал; чтобы они имели все снаряжение, какое нужно; чтобы достоинство пробоин в мишенях определялось точно и честно; чтобы стрелки могли использовать все время, предоставленное им правилами соревнования; чтобы правильно решались все процедурные вопросы и немедленно обращалось внимание арбитров на любые нарушения правил соревнований со стороны стрелков других команд. Таким образом, выполняя роль защитника и адвоката, тренер приобретет авторитет и завоюет доверие членов своей команды, а это поможет стрелкам во время стрельбы сосредоточиться исключительно на своих действиях, а самому тренеру - лучше управлять командой и способствовать ее росту.

0

22

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ТРЕНЕРА ПРИ РАБОТЕ С КОМАНДОЙ

В качестве руководителя команды тренер должен уделять самое пристальное внимание любым мелочам, касающимся вопросов безопасности н поведения. Он должен настойчиво добиваться, чтобы у стрелков сформировались правильные привычки. Общие правила безопасности на стрельбище гласят: винтовки должны быть всегда направлены в землю; никогда нельзя прицеливаться куда-либо, кроме мишеней; затворы вне линии огня должны быть открыты. Тренер должен настоять на том, чтобы с оружием не было никаких глупых шуток и стрелки не подстраивали друг другу разных каверз. Эти шутки быстро приводят к тому, что стрелки отбиваются от рук. Одна шутка влечет за собой другую, и вскоре это примет неуправляемую форму, и весьма вероятно, что кто-нибудь на стрельбище будет Серьезно ранен. В целях безопасности тренер должен поддерживать очень жесткую дисциплину, а чтобы на этот счет не было никаких споров, должен сразу предупредить об этом команду, а если потребуется, немедленно принимать дисциплинарные меры. Это один из тех случаев. когда он должен поддерживать дисциплину лично сам. не поручая этого кому-нибудь другому.

Что касается поведения, тренер также должен входить во все мелочи и так же, как н в предыдущем вопросе, должен настоять на том, чтобы с ним согласились. Во-первых, потребовать, чтобы каждый стрелок команды основательно знал правила соревнований я не нарушал ни одного из них как на тренировке, тек к во время самих соревнований. Он может даже проводить настоящие классные занятия для ознакомления каждого стрелка с правилами соревнований. Кроме того, и он и его стрелки должны следить за тем, чтобы участники соревнований во время выступления не нарушали правил. Во-вторых, он должен настаивать на том, чтобы все стрелки его команды соблюдали правила стрелкового этикета. Каждый стрелок убирает и подметает свое место после окончания стрельбы и на тренировке и на соревнованиях. Каждый стрелок уважает право других стрелять в таких условиях, без постороннего шума, хождения и других помех. Ни один стрелок не имеет права грубо разговаривать с другими стрелками или с работниками стрельбища. Ни один стрелок не должен беспокоить членов комиссии определения результатов или даже задавать вопросы, этим обычно очень занятым людям, пока они не окончат подсчет очков и не освободятся.

И в заключение тренер должен настоять, чтобы каждый стрелок команды выработал некоторые специфические привычки, которые мы сейчас перечислим. Перед началом каждого соревнования каждый стрелок должен дважды проверить, что стреляет по своей мишени и что это мишени, предназначенные именно для данного соревнования. После стрельбы он не должен брать в руки свои мишени, чтобы его не заподозрили в каких-нибудь подделках. Во время стрельбы он должен вкладывать патрон в патронник только рукой и до конца, так как, досылая патрон затвором, он может повредить головку пули, что приведет к отклонению траектории. Каждый должен точно знать, сколько серий он отстрелял в каждом положении. На линии огня никто не должен наводить зрительную трубу куда-нибудь, кроме мишени; каждый должен заниматься только своим делом. После того как вывешены результаты, нужно всегда проверять свои очки, и если они записаны неправильно, следует сообщить об этом тренеру, и только тренер может заявлять по этому поводу протест. И самое важное, каждый стрелок должен все время думать, должен перед соревнованием и во время выполнения упражнения иметь в голове план действий, должен всегда контролировать ситуацию.

Тренер может помочь стрелкам отвлечься от предстоящего соревнования, если он привез их на стрельбище за день до того, как начнется зачетная стрельба. Для этого он и сами стрелки могут потратить время на то, чтобы повидать старых приятелей и поболтать с ними, проверить высоту мишенных щитов, сделать несколько выстрелов, чтобы "прочувствовать" стрельбище и изучить на нем влияние ветра и миража.

Тренер, уделяющий всему этому внимание, получит команду более собранную, более зрелую, больше уважающую себя и, конечно, такую команду, которая лучше стреляет.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА СО СТРЕЛКОМ

Теперь мы рассмотрим вопросы отношений тренера с отдельным стрелком. Для тренера эти взаимоотношения возникают даже в том случае, когда он работает со стрелком как с членом команды. Нужно понимать, что, даже входя в состав команды, стрелок, по существу, является индивидуальностью, находящейся в болезненно неприятной изоляции. Стрелок, который борется за первое место или хочет установить мировой рекорд, совершенно одинок на линии огня, а во многих отношениях просто беззащитен, так как ничем не может повлиять на действия своих соперников или сыграть на их слабостях, не располагает никакими возможностями согласовать свои действия с действиями всех членов своей команды; он не может, так сказать, "отдать мяч" другому, игроку. Он одинок, сражаясь, в сущности, только со своими собственными слабостями и опасениями. Успешно бороться в таких условиях может только личность с исключительно сильными психическими качествами. Тренер, на попечении которого находится стрелок с задатками потенциального чемпиона, обладает огромными возможностями, но это вместе с тем накладывает на тренера и огромную ответственность. Воспитание и развитие потенциальных возможностей стрелка - это длительный процесс, зависящий от установления и поддержания подчас довольно сложных и деликатных взаимоотношений со стрелком, который обычно является личностью с сильным характером и развитым умом. Это самая ответственная и сложная часть работы тренера, но она доставляет тренеру наибольшее удовольствие и чувство удовлетворения, так как успех деятельности тренера определяется не только развитием технического мастерства стрелка, но и в немалой степени воспитанием стрелка как личности.

Эти взаимоотношения предъявляют к тренеру очень большие требования, и не столько к знанию техники стрельбы, сколько к пониманию человеческой натуры. Ранее мы говорили о роли тренера как инструктора, когда он передает технические знания, специфичные для стрельбы. В конце главы мы снова вернемся к этому вопросу. Но сейчас мы считаем необходимым поговорить о роли тренера как воспитателя. Она заключается в том, чтобы привить спортсменам целый ряд качеств, внушить определенные интеллектуальные навыки, поощрять определенные склонности и всеми другими способами помогать индивидууму наиболее полно раскрывать свои потенциальные возможности, воспитывая его как личность и стрелка. И это зависит не только от фактических знаний тренера в области стрельбы.

Значение педагогической роли тренера очевидно даже в тех случаях, когда речь идет о его взаимоотношениях с группой в целом. Знание чисто технических вопросов спорта не является залогом успешной работы тренера. Это необходимая часть его багажа, но далеко не самая важная. Это станет сразу ясно, если взять десять человек с равными техническими знаниями и поручить им тренировать десять одинаково сильных и равных по составу команд одной спортивной лиги. Из десяти этих тренеров к концу сезона один проявил бы себя как лучший, другой как худший, а остальные заняли бы место где-то между этими двумя. Но разница между ними, как мы помним, заключалась бы не в разных уровнях технических знаний. Разница заключается в их способности создать психологическую обстановку, обеспечивающую развитие и рост спортсменов, как членов одной команды, так и как отдельных стрелков. Короче говоря, лучшие тренеры - это те, кто лучше понимают людей.

Почти невозможно сказать, что позволяет тренеру установить такие взаимоотношения со своими стрелками. Многие считают, что все дело в личном умении тренера определять, как его понимают другие люди и как они чувствуют себя в его обществе. Вероятно, хороший тренер должен родиться хотя бы с частью этих личных качеств. Однако никто не рождается со всеми или хотя бы с большинством тех качеств, которые формируют хорошего тренера. Спросите любого хорошего тренера, легка ли его работа, и можете не сомневаться в ответе, что его работа не легка, и что ему пришлось работать гораздо больше людей других профессий, и что он наделал множество ошибок на пути к теперешнему успеху. Личность хорошего тренера складывается из уверенности в себе, самоанализа, самоконтроля, самопожертвования и почти бесконечного терпения, терпения при общении с окружающими; и это бесконечное терпение нужно воспитывать в себе потому, что все люди разные, с разными мнениями, поступками, сомнениями и ошибками. Это вовсе не значит, что тренер должен быть безвольным или уступать абсурдным требованиям, удовлетворяясь низкими результатами своих подопечных. Напротив, он должен работать на самом высоком уров-яе и всемерно стремиться к успеху в избранном им виде спорта. Терпение и самоконтроль ему необходимы для того, чтобы стрелки в равной степени стремились к такому же уровню и имели ту же цель. Тогда терпение и самоконтроль помогут им работать ради этой цели и добиться успеха.

Тот факт, что личность тренера важна для его успешной работы, подтверждается и тем, что каждый тренер добивается наибольшего успеха при, подготовке стрелков определенного уровня, а его попытки подготовить стрелков другого уровня оказываются неэффективными.

Одни отлично работают с новичками, другие-со стрелками среднего класса, а третьи, по-видимому, могут успешно работать только с чемпионами или будущими чемпионами. Опыт работы показывает, что один тренер не может совмещать занятия со стрелками разного уровня; тот, кто хорош Для новичков, может быть очень плох для чемпионов и наоборот. Поскольку индивидуальности тренеров разные, то различны и их педагогические методы, а всякая попытка отделить личность от метода заранее обречена на неудачу. Поэтому тот, кто собирается стать тренером, или тот, кого им уже назначили, должен заранее узнать, со стрелками какого уровня ему придется работать-с новичками, средними или опытными, и затем выбрать тех, к работе с которыми у него есть склонность и способности.

УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

В рамках работы с командой в целом тренеру нужно установить самые близкие личные взаимоотношения и с каждым отдельным ее участником. Прежде всего он должен решить, какого стиля отношений нужно придерживаться с каждым стрелком. Для одних лучше, когда их критикуют прямо, другим нужно делать замечания в форме ненавязчивых предположений, третьих лучше всего критиковать в шутливой или саркастической манере; здесь множество вариантов. Подход к каждому стрелку должен быть определен как можно раньше, и в дальнейшем от него не должно быть никаких отклонений.

Не подлежит никакому сомнению, что тренер совершит массу ошибок, если, работая с отличающимися друг от друга индивидуальностями, выберет к ним подход наугад; эти ошибки зачастую приводят к непоправимым потерям. Такая потеря, вероятно, неизбежна, если стрелок увидит, что тренер заведомо определил какой-то стиль отношений, и убедится, что тренер не собирается этот стиль менять. Тем не менее, если стрелок не чувствует, что тренер придерживается по отношению к нему совершенно определенной и неизменной линии поведения, то у него никогда не появится личного доверия к тренеру, а личное доверие - это совершенно необходим мое условие для успешной работы. Тренер, который сегодня вежлив со стрелком, а завтра кричит на него, не сможет добиться личного доверия стрелков своей команды, а поэтому никогда не будет иметь полного успеха. Хорошим тренером может быть как спокойный, вежливый человек, так и грубый крикун; главное, чтобы его поведение было неизменным.

Но если тренер выбрал индивидуальный подход к каждому стрелку, то все-таки в рамках работы со своей командой он должен относиться к отдельным спортсменам одинаково, в равной степени требовать от каждого выполнения тренировочного задания, уделять каждому одинаковое время и к каждому без исключения относиться справедливо. Индивидуальный подход вовсе не отрицает того факта, что тренер должен ко всем относиться беспристрастно.

Тренер должен установить с каждым стрелком определенные взаимоотношения, а это означает, что стрелки близко познакомятся с ним и каждый из них тоже будет к нему относиться определенным образом. Это неизбежно, так как тренер в, течение тренировочного сезона проводит много времени с каждым стрелком. Однако личные взаимоотношения стрелка с тренером вовсе не означают панибратства, тренер должен заботиться в равной степени как о доверии, так и об авторитете. Если он хочет работать эффективно, то должен уметь поправлять, приказывать, давать указания и быть в состоянии заставлять подчиняться своей воле. Вопрос о том, как сохранить свой авторитет, не вызывая отчуждения и не утрачивая доверия со стороны стрелка, очень трудный; ответ на него могут подсказать только опыт и практика.

Другой фактор, определяющий доверие стрелков к тренеру, - это его личные качества. Честен ли он? Надежен ли? Обладает ли моральной устойчивостью? Тренер постоянно стремится привить эти качества своим стрелкам. Но если он твердит стрелкам о том, насколько ценны эти качества, а сам ими не обладает, то его как педагога в этих вопросах скорее всего постигнет неудача.

После того как тренер выработает четкий стиль взаимоотношений индивидуально с каждым спортсменом и завоюет его доверие и уважение, он начинает руководить развитием этого стрелка. Разумеется, путь этого развития тоже должен быть строго индивидуален. Конечно, тренер старается сделать стрелка чемпионом. Но делают стрелка чемпионом те же качества, благодаря которым он становится зрелой личностью. Когда к тренеру попадает потенциальный чемпион, тренер начинает готовить его к тому моменту, когда тот выйдет на линию огня и без чьей-либо помощи установит новый мировой рекорд, совершив при этом то, чего еще не делал ни один человек. Для того чтобы это совершить, стрелок должен обладать техническими знаниями, уверенностью и совершенным мастерством; он должен уметь мыслить самостоятельно, относиться к себе критически, полагаться только на себя и выработать способность к полному самоконтролю. Короче говоря, он должен быть развитым, зрелым человеком. Даже стрелок, который намерен победить в каком-нибудь незначительном соревновании местного масштаба, в первую очередь должен обладать теми же качествами.

Каким же образом один человек может направить развитие другого именно в это русло? Первое и главное положение заключается в том, что стрелка нельзя заставить сделаться чемпионом или зрелым человеком насильно. Роль тренера в том, что он должен действовать как своего рода психологическая акушерка - он помогает пробуждению к жизни того индивидуального психологического потенциала, который до этого был скрыт в натуре стрелка. Тренер может эффективно содействовать этому процессу только в том случае, если стрелок хочет стать чемпионом. Тренер не сможет привить необходимые для этого качества личности, лишенной мотивации. Однако если у стрелка такое желание есть, тренер может сделать многое из того, что усилит этот процесс. Вероятно, самое тонкое и сложное-это привить стрелку целый ряд специфических качеств. И прежде всего огромное желание добиваться превосходства в любой области. Тренер как бы случайно оброненным замечанием может выразить свое восхищение спортсменом или кем-то еще, делающим что-либо превосходно, то есть другим человеком, который может достичь в своем деле совершенства или устанавливает новые рекорды, нарушая тем самым прежние представления о пределах человеческих возможностей.

Идеалом для подражания должен стать спортсмен, который хотя и превосходит нашего стрелка, но в минимальной степени. Тогда это становится частью психологии стрелка - он совершенно естественно начинает верить в то, что нужно стать лучше этого человека. Более того, спортсмен должен стремиться оценивать стиль интересующих его сильных соперников. Его нужно приучить с восхищением относиться к тем, кто выступает честно и демонстрирует настоящий спортивный дух. Важно, в частности, чтобы спортсмен стал ценить способность оставаться спокойным, твердым и бодрым и в поражении, и в победе, и в критической ситуации. Стрелок, который начинает болтать, как только его стрельба ухудшается, идет к поражению; стрелок, который выходит из себя и "заедает" установка для замены мишеней, также наверняка идет к поражению. Хороший бейсболист может выйти из себя, сделав плохой удар, а после этого, как ни в чем не бывало отлично провести следующий. Но по самой природе стрельбы стрелок, позволивший эмоциям во время соревнования взять над собой верх, не сможет правильно действовать при выполнении следующего выстрела. Тренер должен без поучений объяснить стрелку, как важно уметь сохранять спокойствие. Нужно научить стрелка и тому, чтобы, победив, он не начал хвастаться и давать волю тщеславию. Спортсмен, которому вскружил голову успех, вероятнее всего, уже закончил лучший период своей карьеры или вывел себя этим из строя по меньшей мере на пару лет.

Кроме выработки у стрелка личных качеств тренер должен содействовать и развитию у стрелка определенных убеждений. Качества и убеждения довольно трудно отделить друг от друга, но мы все-таки попытаемся это сделать, хотя бы с целью лучшего изложения нашей точки зрения. Важнее всего убеждения стрелка в вопросе о том, как ему добиться поставленной перед собой цели. Безусловно, стрелок должен считать, что единственный способ добиться успеха - это работа. Тренировочные задания должны выполняться безоговорочно, тренировки проводиться точно, как указано в плане, тренировочный план должен выполняться без отступлений и чрезвычайно тщательно. Стрелок с правильными взглядами гордится своим мастерством и превосходством только в том случае, если они достигнуты в результате выполнения тренировочных заданий. Он действительно рад этой работе и выполняет ее с удовольствием. Тренер убедится, что одни стрелки обладают такими взглядами от природы; другим эти взгляды необходимо осторожно и Настойчиво прививать, в большей степени ссылаясь на примеры, чем поучая. Стрелок должен поверить старой прописной истине, что все, что ни делаешь, нужно делать хорошо, и счастлив тот, кто может гордиться своей работой.

Нужно также привить стрелку правильное убеждение и в другом вопросе. Это убеждение в том, что человек по своей природе существо несовершенное и предрасположен совершать ошибки, но эти ошибки и слабости можно преодолеть. Стрелку нужно дать понять, что и у него могут быть "плохие" дни, он может случайно сделать несколько плохих выстрелов, что его тренер может иногда ошибаться, а его друзья тоже совершают ошибки; короче говоря, что все на какое-то время может потерять свое совершенство. Но он должен знать, что ошибки, которые иногда случаются как бы специально, чтобы его расстроить, вовсе не означают, будто он сам или его тренер и друзья "е стоят ничего, и не означают, что все ополчились против него. Научившись отличать зло от простой оплошности, он поймет, что, иногда совершая какую-то ошибку, окружающие чаще всего делают это не по злому умыслу, а в силу человеческой слабости. Он поймет, что его собственные ошибки вовсе не признак его ничтожества, а лишь продукт обычного человеческого несовершенства. Такое осознание несовершенства мира есть первый шаг в развитии зрелого и справедливого человека, который реально оценивает себя и окружающую действительность. Это особенно необходимо стрелку для преодоления психологического эффекта какого-нибудь нелепого ("дикого") выстрела, который может быть сделан во время соревнования.

Кроме личных качеств и убеждений тренер-педагог должен привить своим спортсменам определенные интеллектуальные навыки, в том числе и сознательное использование уже упомянутых качеств и убеждений. Сре-дил важнейших интеллектуальных навыков - умение реально оценивать свое участие в соревновании, позитивное управление своими действиями, ориентация на борьбу только за золотую медаль. Кратко рассмотрим все по порядку.

Во-первых, стрелок должен развить привычку неизменно видеть себя на линии только в качестве участника соревнования, а не иначе. Он может добиться этого, концентрируясь на выполнении собственных действий и видя свои обязанности в том, чтобы управлять ими, а не в том, чтобы кого-то победить. Если он думает о ком-то еще, он не думает о своих действиях и не управляет ими. Его подлинные соперники-это силы внутри него, которые, возможно, могут помешать ему действовать так хорошо, как Он способен. Для того чтобы эффективно действовать в условиях соревнования, стрелой должен до тех пор повторять на тренировках свои представления о реальном соревновании, пока они не 'превратятся в укоренившуюся привычку.

Во-вторых, стрелок должен выработать навык думать о своих действиях только в позитивных представлениях: "Сначала я сделаю это, а потом сделаю то"-и ни в коем случае не должен думать следующим образом: "Если я не сделаю этого, то тогда мне нужно сделать то-то". Негативное мышление неизбежно приведет именно к той ошибке, которую боится совершить стрелок. Позитивное управление своими действиями-это результат привычки мыслить позитивными категориями, которая вырабатывается путем многократного повторения, тренировок и сознательных волевых усилий.

В-третьих, стрелок должен научиться думать о завоевании только золотой медали. Мы уже говорили раньше о том. как выгодно стрелку научиться такому качеству, как ощущение превосходства. Но это будет представлять для него ценность, только если он и во время соревнования будет думать о превосходстве своем и своих действиях. Человек, который не борется за первое место, чаще всего его и не завоевывает. В стрелковом спорте борьба не за первое, а за второе место не приемлема, даже если для этого нужно показать прекрасный результат. В эту игру стоит играть только ради первого места, и стрелок будет расти быстрее и победит увереннее, только если его цель-первое место. Эту привычку нужно культивировать даже у стрелка-чемпиона сезона. Он мог устанавливать новый рекорд в прошлом сезоне, но, пока он его не улучшил, нельзя считать, что его рекорд удержится и в этом году, ведь кто-то наверняка намеревается побить старый рекорд. Тренер должен настраивать всех своих стрелков на борьбу за первое место, иначе очень быстро померкнет звезда самого яркого чемпиона, воспитанного им.

Работая со стрелком индивидуально, тренер должен еще и охранять его, в первую очередь, заботясь о сохранении его уверенности в себе. Тренер, работая вместе со стрелком в течение долгого времени, дает ему советы технического характера, прививает необходимые качества и убеждения, привычки к определенному стилю мышления; в общем, делает все, чтобы стрелок вырос в чемпиона. Но этот процесс длится месяцы, а чаще всего годы. Безусловно, за это время у стрелка могут появиться сомнения, некоторые из них будут достаточно серьезными и могут поколебать у стрелка уверенность в себе. В этих случаях тренер должен сыграть роль психиатра. Если стрелок "застрял" в тренировках и его начинают злить бесплодные усилия, тренер должен помочь ему понять, что это еще не конец света, что у других спортсменов бывают точно такие же трудности и эта ситуация совершенно нормальна. Тренер должен указать, что кривая роста результатов всегда имеет участки застоя и поэтому стрелку бесполезно две-три недели работать через силу; лучше несколько облегчить тренировки, а дальше снова начнется рост. Точно так же, если у стрелка дела пойдут действительно плохо, если он выдохнется во время соревнования, тренер должен подсказать, что и это нормальное явление в карьере каждого стрелка. Можно убеждать стрелка примерно так: "Ну и что, это должно было случиться с тобой рано или поздно; будь доволен, что это наконец произошло,-значит, дальше дела пойдут лучше". Защищая таким образом чувство достоинства стрелка, тренер закладывает у него основу уверенности в себе, которая необходима для того, чтобы он был уверен в себе и просто как личность и как спортсмен.

Тренер должен оберегать стрелка и от такой специфической неприятности, как плохой бой винтовки, ее разброс, которые могут поколебать уверенность стрелка в своих силах. Одна из самых неприятных с психологической точки зрения ситуаций, когда стрелок находится в хорошей форме, но не может даже на тренировке набрать ту сумму очков, на какую способен. Неприятное состояние стрелка в этом случае подрывает саму основу его уверенности в себе. Следить за состоянием боя винтовки и замечать ухудшение кучности буквально в тот же день-это всецело обязанность тренера, а не стрелка. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать стрелку продолжать тренироваться с винтовкой, у которой ухудшилась кучность боя, так как в этом случае стрелок все свои ошибки будет сваливать на винтовку. У него нужно немедленно отобрать винтовку и как можно скорее либо исправить, либо заменить ее. Если винтовка находится в безукоризненном состоянии, стрелки будут думать о своих действиях, а не о снаряжении, и их уверенность в себе ничем не будет подорвана.

Тренеру нужно помнить, что в жизни стрелка он является авторитетной фигурой и все, что он скажет и сделает, будет иметь психологический вес. Все его замечания стрелку должны быть позитивными, они должны делаться в ободряющей манере. Если он в обращении негативен, это, несомненно, вызовет негативные реакции у стрелка, сомнения и неуверенность. Ободряя и поддерживая спортсмена, тренер всегда должен иметь в виду его достижения и его возможности. Заслуженная похвала, высказанная в осторожной форме и малой дозе, действует всегда хорошо; совсем не хвалить стрелка - плохо, а чрезмерные похвалы очень скоро утратят смысл и перестанут действовать. С другой стороны, тренер должен не колеблясь искоренять у спортсмена непомерное самомнение и тщеславие, которые проистекают от самоуверенности. Резкое и насмешливое замечание может уязвить и вывести из себя самоуверенного стрелка, но если критика справедлива, она обычно действует правильно и не набрасывает тень на дальнейшие отношения с тренером. Тренер должен творчески и конструктивно подходить к решению любых вопросов, помня, что в жизни возникают разные ситуации, а все стрелки тоже разные люди. Такая позиция дает прекрасные результаты.

И последнее. Тренер должен с сочувствием относиться к стрелку, попавшему в затруднительное положение. Во многих случаях стрелок раздражается под влиянием обстановки соревнования. Начинаются бесконечные жалобы на здоровье, снаряжение, оборудование стрелкового места, на то, как проводится соревнование, и на массу других вещей, причем большинство этих проблем существует только в воображении стрелка. Тренер должен воспитывать у стрелков привычку незаметно для окружающих обращаться к нему по поводу всего, что связано с соревнованием. Роль тренера сводится к тому, чтобы с сочувствием выслушать стрелка и сделать все, чтобы эти проблемы его больше не беспокоили; можно согласиться со стрелком, что эти проблемы действительно есть, и пообещать устранить их, даже понимая, что все это лишь плод воображения стрелка. Стрелок же, облегчив себя жалобами, может избавиться от влияния обстановки соревнования и полностью сконцентрироваться на выполнении своих действий. Отругать стрелка за эти необоснованные жалобы - значит вернуть его на линию огня, не дав выхода его дурному настроению, и уменьшить его шансы на успех.

Самые лучшие стрелки зачастую непоколебимо уверены в правильности любой их точки зрения. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что классный стрелок должен быть человеком решительным и безгранично уверенным в себе, а плохо потому, что если точка зрения стрелка не верна, а тренер хочет ее исправить, то сталкивается с довольно деликатной ситуацией, особенно если успел установить со стрелком хорошие отношения. Тут для тренера только один правильный путь-действовать на основе знания личности стрелка. Вероятно, это и есть основа успешной работы тренера. Он действительно должен знать стрелка и интересоваться его личностью еще до того, как стрелок под его руководством станет чемпионом.

КАК ОБЪЯСНЯТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТРЕЛЬБЫ

Большинство людей думают, что работа тренера заключается в том, чтобы объяснять группе или отдельным спортсменам, как им выполнить то или иное задание. Функции стрелкового тренера значительно шире - он регулярно инструктирует команду как группу стрелков с тем, чтобы они понимали, какие основные задачи должны постоянно стоять перед командой. Он также инструктирует начинающих стрелков как индивидуальных спортсменов, причем этот инструктаж обычно предназначен для того, чтобы помочь стрелкам освоить основные принципы стрельбы.

Но, передавая группе или отдельным стрелкам основные принципы и ставя задачи, стрелковый тренер в работе с отдельным спортсменом редко инструктирует его в обычном смысле этого слова. Точнее, он ассистирует стрелкам в их долгом изучении вопросов стрельбы. И если подумать, станет совершенно ясно, почему это так. Для правильного развития стрелок-винтовочник должен начать курс стрельбы с предельно точного усвоения и воспроизведения классической техники и изготовки, однако затем он должен видоизменять базовую изготовку так, чтобы она соответствовала его индивидуальному телосложению, что позволит ему в максимальной степени использовать особенности своего скелета для наилучшей опоры, баланса и удержания винтовки. Поскольку сам тренер не может чувствовать кинестетических ощущений стрелка и не может смотреть его глазами, то он не может и сказать стрелку, что тот должен сделать, чтобы внести улучшение в изготовку. Он может только ассистировать стрелку, когда тот анализирует свои действия и изготовку, ассистировать, делая предположения. Именно по этой причине спортсмена нельзя сделать хорошим стрелком; ему можно только ассистировать в приобретении способности к самоанализу, главным двигателем развития которого должна быть собственная тяга к самоусовершенствованию.

В этом отношении самая главная обязанность тренера по стрельбе, как уже сказано, в том, чтобы всячески стимулировать и развивать мышление стрелка, учить его думать в правильном направлении. Необходимо все время помнить: прогресс стрелка прямо пропорционален его интеллекту, его способности правильно мыслить. Следовательно, если говорить об узкой области техники, роль тренера начинается с его указания стрелку, что тот должен делать. По мере развития стрелка, работа тренера включает в себя вопросы, эксперименты, предположения, ненавязчивый анализ. В конечном счете, в работе с настоящим чемпионом роль тренера заключается просто в поддержке того, что делает сам стрелок.

Как же тренер готовит себя к выполнению этих функций? Первый шаг-получить знания в области чисто технических аспектов стрельбы. Эта книга может сослужить неплохую службу как средство получения базовых знаний, но прочесть ее всю - значит только начать, потому что после этого нужно будет учиться все больше и больше, чтобы овладеть всем комплексом знаний стрелкового мастерства. Свои знания нужно всегда пополнять за счет чтения статей и книг, бесед со стрелками и тренерами и постоянных наблюдений, наблюдений и наблюдений. И конечно, нужно работать над развитием этих новых знаний, обдумывая и анализируя все прочитанное, услышанное и увиденное и отделяя хорошее от плохого.

Второй шаг на пути к тому, чтобы превратиться в помощника конкретного стрелка, состоит в том, чтобы досконально изучить каждую деталь его изготовки и техники. Это может занять порядочно времени, но способность быстрого изучения дается только длительной практикой. Способ прост и заключается в наблюдении за всеми действиями стрелка. Не нужно только смущать его слишком пристальным наблюдением. Тренер может сидеть или стоять в стрелковой кабине или рядом с ней и, установив зрительную трубу, делать, вид, что наблюдает за мишенью или следит, как меняется ветер. На самом же деле он большую часть времени будет наблюдать за действиями стрелка. Он может время от времени задавать вопросы, чтобы понять, как стрелок обрабатывает спуск, какие у него кинестетические ощущения, на чем он сконцентрировался, а может спрашивать и о других деталях, неясных стороннему наблюдателю. Каждая мелочь должна остаться в памяти тренера. Позже эти детали во многих случаях дадут ему возможность так или иначе помочь стрелку. Если однажды у стрелка разладится стрельба, тренер, наблюдая за его действиями, через некоторое время обнаружит, что стрелок бессознательно несколько изменил изготовку или технику, и именно это могло повлиять на результаты его стрельбы. Или тренер сможет обнаружить, что стрелок все время делал что-то неправильно, и даст ему понять, что именно нужно изменить в какой-то детали его изготовки или действиях.

Предложение стрелку можно сделать прямо или косвенно, в зависимости от того, какого стиля взаимоотношений придерживается тренер, работая с ним. Опыт показывает, что лучше всего "подвести" стрелка к тому, чтобы он сам понял, какие изменения ему нужно сделать; это гораздо полезней, чем дать ему в явной форме готовый совет. Во-первых, самолюбие стрелка не уязвлено. Во-вторых, этот способ учит стрелка способности правильно анализировать свои действия, так как тренер "проводит" его через аналитический процесс. В-третьих, стрелок не приучается к психологической зависимости от тренера, что происходит в том случае, если тренер думает за него. Этот способ имеет и другие, не столь бросающиеся в глаза преимущества, благодаря которым улучшаются моральные качества, усиливаются энтузиазм стрелка и его мотивация.

В заключение отметим, что стрелок формируется не так, как, например, чемпионы по гимнастике или прыжкам в воду, для совершенствования которых достаточно лишь указаний тренера. Развитие чемпиона по стрельбе определяется в первую очередь непрерывным углублением его знаний о своем внутреннем мире, состоянии, физиологической форме, постоянным упрочением знания правил соревнований, в том числе и самых маловажных пунктов. Влияние внутреннего мира стрелка на его результаты и делает работу стрелкового тренера столь отличной от работы тренеров по другим видам спорта. Совершенно верно, то, что тренер по гимнастике или прыжкам в воду так же, как и тренер по стрельбе, должен развивать у своих подопечных и мотивацию, и уверенность в себе, и самодисциплину. Но тренер по гимнастике или прыжкам в воду может посмотреть на юношу и сказать совершенно определенно: "При разбеге ты делаешь очень короткие шаги" или "Здесь ты слишком согнул спину". Стрелковый тренер ничего подобного сказать не может (кроме отдельных указаний по выработке изготовки), потому что победа в соревновании по стрельбе выигрывается не внешним видом стрелка, а его действиями, единственной оценкой которых служит достоинство пробоины в мишени, удаленной на 50 м, и нет никаких стандартов внешней стороны действий стрелка, которые гарантировали бы хорошие очки. Один стрелок обладает отличной устойчивостью, когда широко расставляет ноги, у другого устойчивость ничуть не хуже, когда ступни расположены совсем близко друг к другу. Один стрелок, стреляя с колена, достигает отличной поддержки винтовки, когда сидит прямо, другой - когда наклоняется вперед. У одного стрелка самое лучшее удержание винтовки при стрельбе лежа, когда правая нога согнута в колене и вынесена вперед, у другого - когда правая нога почти параллельна левой. Тренер не может посмотреть на стрелка и, руководствуясь какими-то точными принципами, сказать, "правильна" изготовка или "неправильна" (если только эта изготовка не нарушает правил соревнований по стрельбе). Единственное, что он может сказать об изготовке,-это то, что она классическая, ортодоксальная или неортодоксальная. У него есть, конечно, определенное мнение о том, что изготовка стрелка неправильная, если даже со стороны видно, что его положение неустойчиво; однако если оно выглядит устойчивым, то о правильности изготовки тренер может судить, только глядя на мишень стрелка. Если неортодоксальная поза позволяет стрелку отлично стрелять, значит, изготовка для него правильна, даже если на первый взгляд она не совсем обычна.

С точки зрения технической стороны дела и объема информации работа стрелкового тренера, вероятно, ничуть не труднее работы тренера по другим видам спорта.

В любом виде спорта у тренера должен быть наготове какой-то запас технических знаний, необходимый для того, чтобы оказать помощь участнику соревнования. Запас этих знаний для стрелкового тренера так же необходим, как и тренерам по другим видам спорта. Но, для того чтобы тренировать стрелков, требуется (как нам кажется) гораздо больше знаний в области человеческой психологии, чем для других видов спорта. По этой причине работа тренера по стрельбе, возможно, гораздо труднее, чем работа других тренеров. И гораздо более интересна.

0

23

Блин вчера половину прочитал, в принципе ни чего супер нового не узнал, хотя немного информации подчерпнул.

0

24

Спортивная стрельба к нашим условиям боя мало применима. Это вообще отмечают многие специалисты, что спорт в плане боевой подготовки мало применим. Единственное что он может дать это научить правильно обрабатывать спуск. Остальное только вред, всевозможные стойки в бою не удобны и даже опасны, время прицеливания всегда очень ограниченно.
И самое главное спорт не даёт психологической подготовки, а наоборот учит азарту, что в условиях боя оканчивается плачевно.

0

25

Блин, за неделю нашел время и осилил все-таки данный материал. Очень много интересного и полезного, но я согласен в хардболе большая часть информации не нужна. Хотя, есть полезные приемчики ,которые я взял на заметку. Оценка материалу = 4.

0


Вы здесь » Хардбольный клуб Санкт-Петербурга » Тактика и стратегия » СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА ИЗ ВИНТОВКИ - Руководство для стрелков и тренеров